Описание: Фотографии Царской России из всемирно знаменитой библиотеки Конгресса (США)
Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1900-х придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий.
Получалось 3 черно-белых фотографии.
Проекция трех пластинок должна была быть одновременной.
Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом.
Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм.
Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.
Проектор также претерпел изменения.
Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму.
Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.
Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран.
Получалось цветное изображение.
Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии.
Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал он и о российской публике.
Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже.
В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре.
Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе.
Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.
Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II.
Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе.
При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически.
К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот.
По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.
Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.
"Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций» (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).
Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, в первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.
Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина-Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время".
Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути.
В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий.
Имелась горячая и холодная вода, ледник...
Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором.
В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи.
Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок.
Кроме фотографирования, Прокудин-Горский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.
Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца.
В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича).
Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах.
Оборудование и проектор забрать не удалось.
В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной.
В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры.
Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.
В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями.
Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах.
Скачать // Download
В данной ссылке от 18.09.2017 — 232 фотографии (141 МВ):