Архитектурная Графика
2009 » Февраль » 28
A. Raguenet. Materiaux et documents classes par ordre alphabetique / Часть 6
A. Raguenet. Materiaux et documents classes par ordre alphabetique / Часть 6
 
 
Категория: Картинки

A. Raguenet

Materiaux et documents classes par ordre alphabetique
______________________________________
Часть 6

GARGOUILLE

GARGOUILLE
Гаргульи

Украшение водостоков, составляющих один из характерных элементов готической церкви, то в виде чудовищ с разинутой пастью, то в виде человеческих лиц. Гаргульи собора Парижской Богоматери изображают крылатых животных.

В искусство гаргульи вошли из древних сказаний про то, как они воруют детей. А делают их из камня, исходя из известной природы Гаргулий. Это каменные демоны, которые сливаются со скалами. Считалось, если к ним подойти близко, не заметив их, то неожиданно можно обнаружить, что часть камня оживёт, и уже в следующий миг вас должны были бы разорвать крепкие каменные когти.

Гаргульи от химер отличаются не столько внешним видом, сколько тем, что они своим телом призваны не только устрашать незванных гостей, но и прикрывать водостоки собора.


GENIE

GENIE
Дух

Изображение души человека - ангела. Естественно, изображается молодой девушкой или юношей, с крыльями за спиной.


GRECQUE

GRECQUE
Меандр

Меандр - ломанная под прямым углом линия. Самые первые образцы этого орнаментального мотива относятся к эпохе палеолита. Позже меандр использовался в греческой керамике, в искусстве древних жителей Мексики, на японских тканях и в декоративном искусстве многих других народов мира.


GRILLE

GRILLE
Дверная решётка

Декоративная металлическая решётка (в двери, у ворот, в ограде и т.д.).


GUIRLANDE

GUIRLANDE
Гирлянда

Узор, орнамент, изображающий сплетённые в виде цепи цветы, ветви, и т.п. Обычно в архитектуре использовались лепные гирлянды.


HEURTOIR

HEURTOIR
Дверной молоток

Издавно предназначение дверного молотка заключалось в том, что бы оповещать о чьём-либо визите. С развитием прогресса эта функция отпала. Сегодня дверные молотки несут сугубо декоративную нагрузку.


IMPOSTE

IMPOSTE
Импост

Верхняя плита столба или стены, служащая опорой для арки; выступает в виде простой полочки или профилирована в виде карниза; перемычка над оконным или дверным проемом, служащая опорой для арки.

Однако у A. Reguenet Imposte - это решётка фрамуги, верхней (чаще не открывающейся) створки окна или двери. В принципе, с французского Импост переводится как "фрамуга", а не только как "пята арки, свода".


JAPONAISERIES

JAPONAISERIES
Японские мотивы

В начале 19-го века, уже после того, как сформировался такой архитектурный стиль как Ампир, многие заказчики уже успели устать от воинственной тематики. Они хотели создать ощущение уюта в своём доме, и декораторы предложили новую идею - использовать стилизацию под "японский стиль". Таким образом, "японский стиль" попал в моду ещё 2 века назад.

Конечно, те японские мотивы, которые использовались в орнаменте, были далеки от настоящих. Но это не волновало ни заказчиков, ни исполнителей. Даже Reguenet в своей книге приводит несколько примеров таких мотивов.


JUBE

JUBE
Крестная перегородка

Перегородка, которая отделяет клирос от нефа, поддерживающая распятие, а иногда хоры.

Резной узорчатый экран, разделяющий клирос и неф в христианских церквах. Может быть из дерева и камня. В раннехристианских сооружениях крестная перегородка несла на себе изображение распятия. Как и завесав в синагоге, символизирует разделение материальной и духовной сфер,земли и небес.

Клирос - возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения.

Неф (корабль) (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.


KIOSQUE

KIOSQUE
Беседка

Крытая легкая постройка в саду, парке для отдыха, защиты от дождя и солнца.


LINTEAU

LINTEAU
Перемычка

Конструктивный элемент (металлический, железобетонный, каменный и даже деревянный), перекрывающий оконный или дверной проем в стене и воспринимающий нагрузку от вышерасположенной конструкции.

Во времена Reguenet (начало 19-го века) на Западе широко применяли деревянные перемычки, обложенные и украшенные резным камнем. Многие энциклопедисты того времени эту деревянную деталь называли ригелем и настоятельно советовали использовать именно дерево. (см. Dictionnaire de l’Académie Française, 7-е и 8-е издания). Однако они также отмечали, что дерево, используемое в этих целях, должно быть достаточно гибким, а не хрупким, дабы увеличить время эксплуатации сооружения)


LION

LION
Лев

Лев - один из любимых мотивов так называемого звериного стиля в орнаменте. Я наткнулся на интересную статью об львах в архитектуре на странице интернет-журнала "Собственник". Что же там пишут (цитирую в неполном варианте, так как перепечатка разрешена лишь на 1/3 статьи. Естественно, упускаю все несущественные моменты):

"Архитектурные игры со львами Текст: Алевтина Максимова | 15 сентября 2008 <...>

Загадка сфинкса

Самый знаменитый в мире лев (или почти лев) – это, конечно, египетский сфинкс. Мифическому чудовищу с телом льва и головой человека, по некоторым подсчетам, несколько тысячелетий. Египтяне любили сложные символы (вспомните, например, богиню с кошачьей головой Бастет): сфинкс означает сочетание мудрости и силы. Это «оберег» всего Египта. Уже в те древние времена сформировалось представление, что фигуры сфинксов способны охранять пространство вокруг себя от злых духов. Поэтому небольшие статуи сфинксов также устанавливали у входов в храмы и во дворец фараона. Позднее сфинксам стали приписывать божественные черты. Они стали означать силу, могущество богов. Постепенно символ трансформировался в нечто более определенное: сфинкс стал обозначать власть фараона <...>

Спутник богов

Из Африки лев «перекочевал» в культуру античных Греции и Рима. Там он символизировал, как правило, храбрость. И конечно, относился к «высшей касте» зверей, был спутником богов. Достаточно вспомнить, например, скульптуру Зевса Олимпийского работы Фидия: у ног верховного бога возлежат именно львы.

Греческое имя «Леонид» означает «лев», и носили его герои: спартанский царь Леонид был убит в сражении греков с персами. В память о царе воздвигли скульптуру льва.

Изображения этих хищников есть не только в античной архитектуре Греции и Рима, но и в Междуречье. Самое известное сооружение – это Ворота богини Иштар (Вавилон, центр Месопотамии, ныне Ирак) с так называемой Дорогой процессий. Стены дороги украшают 120 барельефов львов! Комплекс Иштар был возведен в 575 году до нашей эры. <...>

Дальневосточная культура, что интересно, тоже применяла в архитектуре образ льва. Даже в Китае, сильно удаленном от африканского континента, ко львам относились с почтением. Скульптуры львов из камня, бронзы, мрамора устанавливали перед дворцами – считалось, что это охранительный символ.

Орел, телец и лев

В Средневековье лев стал «шагать» по Европе. Многие государства, особенно воинствующие, запечатлевали силуэт царя зверей на своих гербах и флагах. Так лев стал геральдическим символом.

Крестоносцы также не пренебрегали львиной символикой. <...> У крестоносцев-миссионеров лев уже не только и не столько имел значение силы, храбрости, мужества, сколько приобрел христианский смысл. Орел, телец, лев и человек – символы евангелистов, где лев обозначает Марка. По некоторым другим источникам, лев соответствует Солнцу, а значит, символизирует самого Христа.

Так или иначе, лев стал символом популярным. Когда Швеция господствовала в Прибалтике, рижане, например, были даже рады ее покровительству. Один из купцов установил на своем доме декоративный фриз с рельефным изображением борьбы льва и медведя, то есть Швеции и России. Львы (барельефные маски) с кольцами в зубах украшали городские ворота, да и попросту могли украшать любой дом. Правда, есть одна интересная деталь: лев с кольцом – ручной, то есть не опасный. В Риге есть барельефы, где львы изображены пытающимися избавиться от кольца, то есть вновь обрести свободу и силу.

Звери-обереги

На Руси в 11-12 веках львиные изображения используются как христианские символы и знаки-обереги при украшении храмов. Наиболее яркие примеры можно отыскать во Владимирской области. Храм Покрова на Нерли украшен своеобразными, несколько очеловеченными «лицами» сказочных львов. Эти звери спокойные и величественные. Тела их показаны в профиль, а морды – анфас, причем передние лапы скрещены. Глаза львов широко открыты: это означает, что лев всегда на страже. Фигуры этих львов встроены в кладку храма по сторонам центральных окон.

Похожие рельефы можно встретить в резьбе Дмитриевского собора во Владимире. По мнению ученых, этот символ тоже неоднозначный: с одной стороны, лев охраняет от нечистой силы, с другой – выступает как один из образов Иисуса, охраняющего свою паству. Дмитриевский собор украшают еще и грифоны – львы с птичьими головами – тоже <полуязыческий> символ Христа.

(От меня - впервые грифоны как существа появились задолго до окончательного формирования христианской веры, и уже были широко распространены как орнаментальный мотив в середине 1 тысячелетия до нашей эры. В христианство грифоны "пришли" как и львы из язычества)

Северные львы

В более позднее время, в эпоху классицизма, статуи львов, поставленные симметрично по бокам от входов, стали украшать и гражданские здания. Как правило, это были лежачие фигуры или львы, держащие лапу на шаре. Особенно богат на всевозможные изображения этих царственных животных Санкт-Петербург. Сегодня никто даже не берется подсчитать, сколько в Петербурге львиных изображений. Архитекторы Росси и Воронихин к львам были особенно неравнодушны. Интересно, что фигурами украшались даже простые жилые дома (например, дом 60 на Лиговском проспекте, дом 125 на проспекте Обуховской Обороны).

Немало в Петербурге и сфинксов. Самые знаменитые были привезены в город в 1832 году, и через два года их установили на Университетской набережной, напротив Академии художеств. Этим изваяниям свыше трех с половиной тысяч лет, их вес – 62 тонны. Чтобы их приобрести, российская казна выделила 62 тысячи рублей. <...>

Самый маленький и неприметный сфинкс находится на шлеме богини Минервы. Статуя богини мудрости украшает аттик фасада главного здания Русской национальной библиотеки. Строгановский дворец на Невском проспекте, 17, тоже охраняют два сфинкса. Четыре существа украшают фонтан возле Пулковской горы. На набережной Робеспьера установлены «современные» сфинксы работы скульптора Шемякина.<...>

За всю богатую историю мировая культура накопила, наверное, миллионы изображений львов и подобных им существ. Сегодня архитекторы и скульпторы не часто обращаются к героической символике. Может быть, с течением времени символ будет вновь переосмыслен и получит очередное рождение, воплощенное в каком-нибудь здании или сооружении. <...>"

(Интернет-журнал "Собственник")


LOBE

LOBE
Лепесток

Лепесток, чаще всего клеверного типа. Очень широко использовался в Готике.


LOSANGE

LOSANGE
Ромб

Ромб, как и меандр, один из древнейших орнаментальных мотивов. Изначально ромб использовался лишь для ограничения декрируемой поверхности, и в таком виде особо широко применялся в гончарных изделиях доисторического периода. Однако, с течением времени, в архитектуре, ромб стал играть самостоятельную декоративную роль. Главный "эмоциональный заряд", который можно обнаружить в ромбе,- это впечатление постоянно повторяющегося, замкнутого, движения. В отличие от квадрата, ромб не имеет статичной составляющей, и поэтому стал излюбленным в таких стилях, как Ренессанс, Неоклассицизм и, конечно, Барокко. В Средние века ромб успел стать ещё одним из геральдических символов.


LUCARNE

LUCARNE
Слуховое окно

Окно на скате крыши, служащее для освещения и проветривания чердака, а также для выхода на крышу.


LUTRIN

LUTRIN
Аналой

В христианстве высокая подставка, пульт с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы. В католических храмах аналой ставится обычно в хорах церкви.

В литургическом обиходе Православной Церкви наиболее распространены следующие виды аналоев:

1) легкий раскладной 4-ножный аналой с прикрепленной сверху материей, используемый для возложения книг, читаемых во время службы. На такой аналой обычно возлагается специальный покров под цвет богослужебных облачений (в единоверческой и старообрядческой этот покров называется пеленой, причем считается, что аналой с пеленой могут использовать только священнослужители и имеющие хиротесию чтецы, тогда как миряне должны читать с аналоя без пелены; в греческой и современной русской традициях такое различение не проводится);

2) массивный деревянный аналой в виде тумбы с наклонным верхом, используемый для возложения праздничной или храмовой (т. н. аналойные) икон. В греческой традиции такие аналои обычно помещаются недалеко от иконостаса, в стороне от центральной оси храма, и нередко имеют надстроенные сверху резные кивории. В современной русской традиции такие аналои обычно стоят посреди храма. Более легкие переносные аналои такого типа, обтянутые тканью, нередко используются для чтения Евангелия во время Божественной литургии и для возложения Креста и Евангелия при совершении исповеди;

3) массивный аналой в виде деревянного многостороннего столпа часто встречается в клиросной практике — на него ставят певческие книги;

4) в алтаре по левую руку от св. престола обычно устанавливается аналой на тонкой высокой ножке, который служит для возложения на него Служебника служащим священником. При архиерейской службе такой аналой, как правило, не используется, поскольку Чиновник или другие книги для архиерея традиционно держит один из иподиаконов.


____________________________________________


Скачать:

76 Jpeg / 500 х 800 - 800 x 1100 пикселей / качество различное / 9,67 Мб в архиве RAR

Доступно только для пользователей

depositfiles
ifolder
uploadbox.com


Просмотров: 7190 | Дата: 28 Фев 2009 | Добавил: Denisik Рейтинг: 5.0/2


Комментариев нет

Чтобы оставить комментарий, вы можете авторизоваться. Комментарии от гостей проходят премодерацию.
avatar
Мини-чат
top Вверх
Зарег. на сайте:
Всего: 14814
Новых за месяц: 49
Новых за неделю: 15
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 2
Модераторов: 3
VIP пользователей: 43
Проверенных: 141
Рядовых: 14613
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



 RSS
О сайте
Контакты
Главная | Новости | Статьи | VIP | Форум | Памятники Архитектуры | Последние комментарии
Архитектурная Графика: электронная библиотека для архитекторов, градостроителей и проектировщиков / Сайт создан в системе uCoz. — [Б.м.], 2008—2016.
Материалы предоставлены бесплатно. Копирование и коммерческое использование материалов без письменного согласия авторов запрещены.