Описание:
Из введения:
"Барокко — философия стиля и историческая эпоха.
В конце XIX века, прежде чем слово "барокко" стало обозначением определенного периода в искусстве,
оно широко использовалось в таких значениях, как нелепое, причудливое, напыщенное, искусственное и показное.
Во втором издании "Словаря разговорного языка" Мейера (1904) в соответствующей статье можно прочитать следующее: "Барокко... изначально обозначает "грубое" (относительно сортов жемчуга), следовательно, имеющее неправильную форму,странное, особенное...".
Только в 1956 году Ханс Тинтельнот подверг сомнению взгляды, исповедуемые Б. Кроче и его коллегами, опубликовав труд о "новом понимании барокко".
Негативный образ барокко как искусства вычурного, нелепого, порой просто смешного, был создан "академиками",
чьи эстетические приоритеты были жестко ограничены преклонением перед античной классикой.
Многие исследователи, в частности выдающийся немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман, видели в барокко не более чем плод "разгоряченного и лихорадочного воображения".
И хотя Якоб Буркхардт, подобно Винкельману, предпочитал классический способ выражения, он был первым, кто увидел в архитектуре XVII и XVIII веков нечто большее, нежели случайное и необъяснимое явление, подчеркивая его связь с формами Ренессанса.
По существу, это был один из первых опытов серьезного анализа барочного стиля.
Окончательное признание барокко как предмета, достойного академического исследования, произошло в 1880 году благодаря работам архитектора и историка искусства Корнелиса Гурлита.
Понимание барокко как оригинального и самобытного стиля стало фактом художественной жизни тогда, когда были отброшены академические стандарты, основанные на классических моделях.
Генрих Вельфлин силой своего авторитета утвердил новое отношение к искусству барокко,
которое возобладало в искусствознании на несколько десятилетий (особую роль в этой трансформации сыграли такие работы, как "Ренессанс и Барокко"(1888), а также "Основные понятия истории искусства" (1915).
Он пытался уловить характерные особенности барокко, оперируя парами противоположных по смыслу понятий, такими, как "линейное и живописное", "тектоническое и атектоническое", "открытая и закрытая форма".
Психологические факторы, непосредственные впечатления зрителя и природа "иллюзионистических" эффектов впервые оказались в поле зрения исследователя и их загадки были расшифрованы..."
Cодержание: Барбара Борнгессер, Рольф Томан
Введение
Вольфганг Юнг
Архитектура итальянских городов от эпохи раннего барокко до неоклассицизма
Эренфрид Клукерт
Градостроительство эпохи барокко
Барбара Борнгессер
Архитектура барокко в Испании и Португалии
Архитектура барокко в Латинской Америке
Архитектура барокко во Франции
Эренфрид Клукерт
Садово-парковое искусство эпохи барокко
Барбара Борнгессер
Архитектура барокко в Англии
Архитектура барокко в Нидерландах
Архитектура барокко в Скандинавии
Эренфрид Клукерт
Архитектура барокко в Германии, Швейцарии, Австрии и Восточной Европе
Уве Геезе
Скульптура эпохи барокко в Италии, Франции и Центральной Европе
Хосе Игнасио Эрнандес Редондо
Скульптура барокко в Испании
Карин Хелвиг
XVII век. Живопись Италии, Испании и Франции
Эренфрид Клукерт
Эмблемы
Кира ван Лиль
Живопись Нидерландов, Германии и Англии в XVII столетии
Словарь терминов
Библиография
Указатель имен
Указатель городов и памятников
Список предоставленных иллюстраций
Загрузить