Описание:
...Слово значило в истории архитектуры куда больше, чем это кажется тем, кто вполне удовлетворяется рассматриванием картинок в журналах. Книга Я. Вуека — об этом тоже.
Вуек неоднократно дает в тексте книги самоопределение задачи: свести счеты с «модернизмом», что делает «Мифы и утопии архитектуры XX века» любопытной антитезой апологии «модернизма» в книгах и статьях Бруно Дзеви.
Книга польского архитектора-практика содержит неплохой урок немалому числу доморощенных теоретиков, считающих для себя возможным судить об авангардистском искусстве XX в., не имея сколько-нибудь внятного представления о его философских корнях — о Фихте, Ницше, Гуссерле. Пожалуй, главное достоинство этой книги заключено в отчетливом понимании того, сколь сильной была зависимость Ф. Л. Райта, Ле Корбюзье, В. Татлина, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ или М. Гинзбурга от общего интеллектуального контекста эпохи, который они сами могли не замечать, потому что им дышали.
«Мифы и утопии...» отнюдь не безупречны. Адресуя книгу читателю-архитектору и предполагая в нем немалое знание истории новейшего искусства, автор позволяет себе, может быть, излишний оптимизм, обходясь без расшифровок и уточнений. Компенсировать это трудно — пришлось бы писать столько примечаний, сколько приличествует публикации памятников литературной мысли. Так, читатель должен знать, что был «старый» Баухауз (в Веймаре) и «новый» (в Дессау) и что смена директора всякий раз развертывала эту славную школу под углом по меньшей мере 45°, что «флирт с Виши» Ле Корбюзье означает очередную попытку мастера обрести государственного мецената для своих градостроительных идей в лице марионеточного правительства маршала Петена и т.д.
Небольшая книга не может вместить всего. Зато в ней есть очень для нас важное: автор-поляк довольно близок и понятен, он рос, он работает в условиях весьма близких нашим, и все же угол зрения у него иной. Дело не только в личности автора, когда он пишет без привычных в нашей литературе восторженных придыханий по поводу знаменитостей. Он резок, даже агрессивен в суждениях, и именно это делает его книгу полезной.
(из предисловия В. Глазычева).
Загрузить