...итальянский архитектор Антонио Сант Элиа (1880—1916) в 1914 году в Милане на выставке группы «Новые стремления» (Nuove Tendenze) показал грандиозный проект «Нового города» (Citta Nuova) с генеральным планом и перспективами, а также с многочисленными чертежами и рисунками, изображающими кварталы с многоярусными переходами через улицы, а также отдельные многоэтажные, похожие на башни, здания города будущего.
Автор проекта в своей фантазии обнаружил больше сходства с Пиранези, чем Отто Вагнер в проекте города искусств.
Проект «Нового города» был радикальнее последних проектов Вагнера.
В каталог выставки, помимо пояснений к экспонированным работам, были включены и декларации автора проекта об архитектуре, изложенные в форме манифеста, лаконично и категорично...
"Манифест футуристической архитектуры"
Я провозглашаю:
Что футуристическая архитектура — это архитектура расчета, дерзости и простоты;
архитектура бетона, железа, стекла, промышленного волокна и всех заменителей дерева, камня и кирпича, позволяющих достичь максимальной эластичности и легкости.
Что архитектура — это не холодное сочетание практичности и пользы, но она остается искусством, то есть синтезом и экспрессией.
Что декорация, по сути своей противоположная архитектуре, абсурдна,
и что только в использовании и особом расположении материалов необработанных, голых, или ярко окрашенных, проявляется декоративная ценность футуристической архитектуры…
В архитектуре нужно увидеть попытку к тому, чтобы свободно и смело привести к согласию среду и человека; то есть сделать мир вещей прямой проекцией мира духа.
Дома должны существовать меньше нас самих. Каждое поколение должно построить свой город.
Антонио Сант’Элиа,
архитектор
Милан, 11 июля 1914