Архитектурная Графика
Полный текст статьи

Яков Чернихов. Построение шрифтов. Анонс книги глазами профессионала

Яков Чернихов. Построение шрифтов. Анонс книги глазами профессионала
Стоит ли книгу открывать?

Яков Чернихов. Построение шрифтов. Анонс книги глазами профессионала по типографике

Недавно я встретил статью-анонс вышедшей в 2005 году книги "Я.Чернихов. Построение шрифтов", которую написал видимо человек, сведующий в деле типографики. Я не профессионал  в области типографики, поэтому больше склоняюсь к мнению автора сей "замечательной" статьи. Статья  очень критично направлено против данной книги. Частично я её привожу:

"Данная книга нигде не анонсировалась, что при ее-то громком названии сразу вызвало всякие нехорошие подозрения по поводу содержимого. Фамилии мне были не известны, издатель и подавно. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это поднятые из архивов таблицы и записки некого архитектора Якова Чернихова, который уже давно умер.
Поднял на свет материалы Чернихова доцент Соболев, он же упорядочил их и дополнил своими комментариями. Доцентом какой кафедры является Соболев, в книге не уточняется, поэтому условно определим его также, как архитектора, тем более, что для этого есть все основания.
Из предисловия читатель узнает, что Чернихов был очень талантливым и разносторонним человеком, и помимо своей основной специальности увлекался шрифтами. Увлекался он ими страстно, но по-своему, по-архитекторски. Откопает, бывало, шрифт и давай по нему циркулем и линейкой водить, на модульную сетку накладывать, да градусы наклона штрихов вымерять. Причем Чернихову было совершенно все равно, какой шрифт он обмеряет: каллиграфический устав или петровский гражданский (который, к слову сказать, тоже не по линейке чертился). Действительно, каллиграфия-малиграфия — это для художников, а для архитектора главное — порядок! Таким образом, Чернихов оставил потомкам (т.е. нам с вами) 31 таблицу, в которых скрупулезно обмерил те шрифты, которые успел обнаружить, или самостоятельно нарисовать.
Но оставим, в конце концов, в покое профессора Чернихова и обратимся к книге. Что же предстоит в ней почерпнуть любознательным потомкам? 
Книга разделена на две части: теоретическая часть и собственно таблицы. Теоретическая часть вызывает на протяжении всех своих 25 страниц легкую улыбку. И не потому, что доцент Соболев, который ее составлял, старается объять необъятное, рассказав в двух словах о целой науке — типографике, а из-за всяких милых нелепостей, написанных явно от чистого сердца, а не со зла. Так чудовищно безграмотный гражданский шрифт Петра I он называет «цельным и гармоничным», основной штрих у него превращается в «стойку», засечка в «подсечку», а выравнивание межбуквенных пробелов производится с помощью геометрических построений. От текста веет нафталином и плесенью.
Самые стойкие потомки ... доберутся до ... таблиц профессора Чернихова, снабженных комментариями все того же доцента Соболева. Тут уже легкая улыбка плавно переходит в гримасу недоумение, а потом и раздражения.
Прежде всего, непонятно откуда взяты шрифты. Ни одной даты, ни одного источника, ни одного автора. Одно это уже превращает книгу в абсурд. Не вооруженным взглядом видно, что в таблицах изображены авторские версии, и что-то мне подсказывает, что они притянуты за уши к авторской модульной сетке, потому что такие уродливые шрифты еще поискать надо.
Но это только начало <...>

Перелистываем очередную страницу и видим апофеоз инженерной мысли: вязь помещенная в модульную клетку. И опять же: нет ни дат, ни источников, ни даже упоминания того, что это вязь. Сама модульная сетка не выдерживает никакой критики: размеры ячеек могут не совпадать даже в пределах одной буквы, а размеры штрихов могут исчислять величинами типа 1 1/8 модуля. Зачем нужна такая сетка? Минимальный шаг сетки — модуль. Если его много, значит надо уменьшать масштаб сетки, иначе она просто теряет смысл.
Чтение книги для меня закончилось на таблице 7 «Кириллический „латинский" шрифт начала (!!!) XVII (!!!) века». Даже если предположить, что такой шрифт существовал, я не могу допустить мысли, что в нем была подобная И.

Такую И, сделанную путем переворачивания буквы N, мог сваять только советский архитектор в назидание благодарным потомкам. Благодарные потомки оценили шутку, в том числе и шутку издателя, выпустившего в свет эту чудо-книгу.
Аудитория. Архитекторы? Даже им бы не посоветовал.
Информативность стремится к нулю.
Читабельность. Сухо, нудно, безграмотно. Уже во второй таблице слово «своебразный» встречается 3 раза в 3 абзацах подряд и долбится в глаза далее по тексту.

Иллюстраций много, но толку никакого..."

     

Глядя на такую оценку труда уважаемого нам архитектора, становится как-то грустно. Но посмотрим в глаза правде, или "правде" того человека, который писал эту статью:

  • Каждым делом должен заниматься профессионал. Если ты архитектор, то явно не стоит заниматься тем, чему не учён. А у нас, в архитектруных вузах никогда не учили построению шрифтов или хотя бы их азам. Поэтому-то и получается ситуация, когда ни в одном проекте нет нормального шрифта, нет даже намёка на понимание студентами связи между подаваемым материалом и элементами подачи, в том числе и шрифта. Одним словом: архитекторы не умеют подавать материалы. Что очень и очень жаль.
  • Раз мы, архитекторы, не можем осознать, прочувствовать шрифт, то нам, несведущим, лучше просто заниматься плагиатом, воруя хорошую подачу у бóльших профессионалов, чем мы. Или просто будем набирать нужную надпись на компьютере, распечатывать и посредством калечек и синек переносить на свои проекты. А чтобы не гадать, какой шрифт брать, будем везде вставлять всего натерпевшуюся Антикву. До этого она, бедная, терпела, и дальше потерпит...
  • Для того, чтобы ну не такими бездарями быть, какие есть, на сайте выложу несколько книг о шрифте "для чайников", где не будет сложных слов из типографики и всевозможных профессионализмов. Может, что и выйдет... Может...

В статье использована рецензия на книгу Александра Ширышева. 



Просмотров: 29943 | Дата: 27 Ноя 2008 | Добавил: Denisik Рейтинг: 5.0/3


Комментарии (4)

avatar
1 oleg • 18:32, 12 Дек 2009
Да я помню как мы мучались чертили этот "латинский" шрифт... построение ооооочень сложное!!!
avatar
2 elle_gabi • 18:59, 23 Сен 2010
для того чтобы "уметь подавать материалы" нужно было просто внимательно на лекциях слушать по архитектурной графике и проектированию. А "раз вы, архитекторы, не можете осознать, прочувствовать шрифт", то вы и не архитекторы вовсе.
avatar
3 Denisik • 16:47, 24 Сен 2010
Я думаю, вы очень сильно ошибаетесь. Не видел ни одной подачи архитекторов, которая была бы достойна того, чтобы назвать её качественной. А лекции читают те, кто порой и не сведуют во многих и могих вещах, что рассказывают на полном серьёзе. Поэтому шрифтами должны заниматься профессионалы и у архитекторов нет ни малейшего права говорить о шрифтах как о собственной профессиональной деятельности. К тому же, мой опыт только подтверждает, что у архитекторов главная проблема — это именно шрифты, которые они никогда не чувствовали.
Хотите мне возразить — покажите любой пример удачного по вашему мнению применения шрифта в работе архитектора, я найду минимум одну ошибку. Это не говорит о том, что дизайнеры лучше. Порой они ещё посредственее, чем архитекторы.
avatar
4 Алекс • 22:53, 10 Июл 2012
Нет пророка в своем отечестве! А вот уважаемый блог ilovetypography.com дал ВЫСОЧАЙШУЮ оценку его работе. И рецензия дана профессионалами в типографике http://ilovetypography.com/2009/12/08/graphic-masterpieces-of-yakov-g-chernikhov-the-collection-of-dmitry-y-chernikhov/
Так что друзья не будьте поспешны с выводами об этом талантливом человеке!
Чтобы оставить комментарий, вы можете авторизоваться. Комментарии от гостей проходят премодерацию.
ComForm">
avatar
Мини-чат
top Вверх
Зарег. на сайте:
Всего: 16104
Новых за месяц: 6
Новых за неделю: 4
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 3
Модераторов: 2
VIP пользователей: 43
Проверенных: 141
Рядовых: 15903
Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0



 RSS
О сайте
Контакты
Главная | Новости | Статьи | VIP | Форум | Памятники Архитектуры | Последние комментарии
Архитектурная Графика: электронная библиотека для архитекторов, градостроителей и проектировщиков / Сайт создан в системе uCoz. — [Б.м.], 2008—2024.
Материалы предоставлены бесплатно. Копирование и коммерческое использование материалов без письменного согласия авторов запрещены.