Архитектурная Графика
Полный текст статьи

Народный Комиссариат Тяжелой Промышленности. Наркомтяжпром. 1934-1936. Часть 2


Народный Комиссариат Тяжелой Промышленности. Наркомтяжпром. 1934-1936. Часть 2

Конкурсный проект Ивана Леонидова



Народный Комиссариат Тяжелой Промышленности. Наркомтяжпром. 1934-1936. Часть 2

Конкурсный проект Ивана Леонидова

_______________________

Я считаю, что этот проект самый удачный из всех представленных на протяжении 2-х конкурсов. Почему? По нескольким причинам:


  • Это самый выразительный проект по моему мнению. Композиция составлена из большой платформы-подиума, который можно использовать как трибуны при демострациях, и высотной доминантой из трёх башен. С разных ракурсов башни всегда образуют хорошее композиционное подчинение к общей идее.
  • Это единственный из проектов, который рассматривает связь нового здания с исторической застройкой Москвы. По этому поводу И.Г. Лежава называет Ивана Леонидова архитектором, включившим себя две эпохи: модернизм и постмодернизм. По сути Леонидов становится первым представителем постмодернизма, заметно опережая исторический ход событий и взглядов. Эль Лисицкий, анализируя результаты конкурса, назвал Леонидова "единственным, кто стремится найти единство "Кремль – собор Василия Блаженного – новое здание".
  • Проект отличает невероятная ценность с точки зрения пропорций. При этом Леонидов не пользовался никакими построениями пропорций, он, видно, их чувствовал.
  • Проект чист и с стилистической точки зрения. Это единственный проект в конкурсах, где были соблюдены ВСЕ правила конструктивизма, что положительно выделяет проект на фоне других.

Поэтому я и посветил всю статью только одному проекту.

Вот как сам Леонидов охарактеризовал свой проект: (из пояснительной записки)

"Я считаю, что архитектура Кремля и Василия Блаженного должна быть подчинена архитектуре Дома Наркомтяжпрома, а само здание НКТП должно занять центральное место в городе.
Исторические мотивы должны быть композиционно подчинены принципу художественного контраста этому ведущему объекту…

В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности, композиции, движения, пространственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана.
Башен три. Первая – прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции (нержавеющая сталь).

Круглая башня задумана, как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал – стеклянный кирпич, что дает возможность сохранить цельность формы используя фактурные эффекты необычайного материала… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.
Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.
Красная площадь делится на две террасы, находящиеся в разных уровнях, что дает возможность при военных парадов добиться новых эффектов (например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию…)
Террасообразный принцип решения площади обеспечит и хорошую видимость Мавзолея."

Три разные по высоте и силуэту башни, соединенные между собой на разных высотах переходами должны были быть видны со всей Москвы и её окраин. По вечерам одна из башен, с полностью стеклянным фасадом, создавала бы космическое зрелище.

Дом Наркомтяжпрома Леонидов создал в период, когда с ним уже боролись. Боролись не просто с Леонидовым, а с "леонидовщиной", ставшей в 30-е страшным ругательством. Означало оно, как писал журнал "Искусство в массы", "слепое подражание западным образцам, фетишизм архитектурных форм, развивающихся независимо от классовой борьбы, и игнорирование вопросов экономичности сооружений".

Я думаю, никакие слова не смогут сравниться с выразительностью самого проекта.

______________________________

Народный Комиссариат Тяжелой Промышленности. Наркомтяжпром. 1934-1936. Часть 1

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома. Иван Леонидов. Компьютерная модель. Скачать изображение

© Туркеев Денис, 2024

Просмотров: 14604 | Дата: 08 Дек 2008 | Добавил: Denisik Рейтинг: 5.0/4


Комментариев нет

Чтобы оставить комментарий, вы можете авторизоваться. Комментарии от гостей проходят премодерацию.
ComForm">
avatar
Мини-чат
top Вверх
Зарег. на сайте:
Всего: 16080
Новых за месяц: 3
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 3
Модераторов: 2
VIP пользователей: 43
Проверенных: 141
Рядовых: 15879
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0



 RSS
О сайте
Контакты
Главная | Новости | Статьи | VIP | Форум | Памятники Архитектуры | Последние комментарии
Архитектурная Графика: электронная библиотека для архитекторов, градостроителей и проектировщиков / Сайт создан в системе uCoz. — [Б.м.], 2008—2024.
Материалы предоставлены бесплатно. Копирование и коммерческое использование материалов без письменного согласия авторов запрещены.