Яков Чернихов. Построение шрифтов. Анонс книги глазами профессионала по типографике
Недавно я встретил статью-анонс вышедшей в 2005 году книги "Я.Чернихов. Построение шрифтов", которую написал видимо человек, сведующий в деле типографики. Я не профессионал в области типографики, поэтому больше склоняюсь к мнению автора сей "замечательной" статьи. Статья очень критично направлено против данной книги. Частично я её привожу:
"Данная книга нигде не анонсировалась, что при ее-то громком названии сразу вызвало всякие нехорошие подозрения по поводу содержимого. Фамилии мне были не известны, издатель и подавно. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это поднятые из архивов таблицы и записки некого архитектора Якова Чернихова, который уже давно умер.
Поднял на свет материалы Чернихова доцент Соболев, он же упорядочил их и дополнил своими комментариями. Доцентом какой кафедры является Соболев, в книге не уточняется, поэтому условно определим его также, как архитектора, тем более, что для этого есть все основания.
Из предисловия читатель узнает, что Чернихов был очень талантливым и разносторонним человеком, и помимо своей основной специальности увлекался шрифтами. Увлекался он ими страстно, но по-своему, по-архитекторски. Откопает, бывало, шрифт и давай по нему циркулем и линейкой водить, на модульную сетку накладывать, да градусы наклона штрихов вымерять. Причем Чернихову было совершенно все равно, какой шрифт он обмеряет: каллиграфический устав или петровский гражданский (который, к слову сказать, тоже не по линейке чертился). Действительно, каллиграфия-малиграфия — это для художников, а для архитектора главное — порядок! Таким образом, Чернихов оставил потомкам (т.е. нам с вами) 31 таблицу, в которых скрупулезно обмерил те шрифты, которые успел обнаружить, или самостоятельно нарисовать.
Но оставим, в конце концов, в покое профессора Чернихова и обратимся к книге. Что же предстоит в ней почерпнуть любознательным потомкам?
Книга разделена на две части: теоретическая часть и собственно таблицы. Теоретическая часть вызывает на протяжении всех своих 25 страниц легкую улыбку. И не потому, что доцент Соболев, который ее составлял, старается объять необъятное, рассказав в двух словах о целой науке — типографике, а из-за всяких милых нелепостей, написанных явно от чистого сердца, а не со зла. Так чудовищно безграмотный гражданский шрифт Петра I он называет «цельным и гармоничным», основной штрих у него превращается в «стойку», засечка в «подсечку», а выравнивание межбуквенных пробелов производится с помощью геометрических построений. От текста веет нафталином и плесенью.
Самые стойкие потомки ... доберутся до ... таблиц профессора Чернихова, снабженных комментариями все того же доцента Соболева. Тут уже легкая улыбка плавно переходит в гримасу недоумение, а потом и раздражения.
Прежде всего, непонятно откуда взяты шрифты. Ни одной даты, ни одного источника, ни одного автора. Одно это уже превращает книгу в абсурд. Не вооруженным взглядом видно, что в таблицах изображены авторские версии, и что-то мне подсказывает, что они притянуты за уши к авторской модульной сетке, потому что такие уродливые шрифты еще поискать надо.
Но это только начало <...>
Перелистываем очередную страницу и видим апофеоз инженерной мысли: вязь помещенная в модульную клетку. И опять же: нет ни дат, ни источников, ни даже упоминания того, что это вязь. Сама модульная сетка не выдерживает никакой критики: размеры ячеек могут не совпадать даже в пределах одной буквы, а размеры штрихов могут исчислять величинами типа 1 1/8 модуля. Зачем нужна такая сетка? Минимальный шаг сетки — модуль. Если его много, значит надо уменьшать масштаб сетки, иначе она просто теряет смысл.
Чтение книги для меня закончилось на таблице 7 «Кириллический „латинский" шрифт начала (!!!) XVII (!!!) века». Даже если предположить, что такой шрифт существовал, я не могу допустить мысли, что в нем была подобная И.
Такую И, сделанную путем переворачивания буквы N, мог сваять только советский архитектор в назидание благодарным потомкам. Благодарные потомки оценили шутку, в том числе и шутку издателя, выпустившего в свет эту чудо-книгу.
Аудитория. Архитекторы? Даже им бы не посоветовал.
Информативность стремится к нулю.
Читабельность. Сухо, нудно, безграмотно. Уже во второй таблице слово «своебразный» встречается 3 раза в 3 абзацах подряд и долбится в глаза далее по тексту.
Иллюстраций много, но толку никакого..."
Глядя на такую оценку труда уважаемого нам архитектора, становится как-то грустно. Но посмотрим в глаза правде, или "правде" того человека, который писал эту статью:
- Каждым делом должен заниматься профессионал. Если ты архитектор, то явно не стоит заниматься тем, чему не учён. А у нас, в архитектруных вузах никогда не учили построению шрифтов или хотя бы их азам. Поэтому-то и получается ситуация, когда ни в одном проекте нет нормального шрифта, нет даже намёка на понимание студентами связи между подаваемым материалом и элементами подачи, в том числе и шрифта. Одним словом: архитекторы не умеют подавать материалы. Что очень и очень жаль.
- Раз мы, архитекторы, не можем осознать, прочувствовать шрифт, то нам, несведущим, лучше просто заниматься плагиатом, воруя хорошую подачу у бóльших профессионалов, чем мы. Или просто будем набирать нужную надпись на компьютере, распечатывать и посредством калечек и синек переносить на свои проекты. А чтобы не гадать, какой шрифт брать, будем везде вставлять всего натерпевшуюся Антикву. До этого она, бедная, терпела, и дальше потерпит...
- Для того, чтобы ну не такими бездарями быть, какие есть, на сайте выложу несколько книг о шрифте "для чайников", где не будет сложных слов из типографики и всевозможных профессионализмов. Может, что и выйдет... Может...
В статье использована рецензия на книгу Александра Ширышева.