Архитектурная Графика
Полный текст статьи

Палладианство в русской архитектуре XVIII века. Часть 1

Автор:
Палладианство в России
 
Палладианство в русской архитектуре XVIII века
Часть 1
__________________________
На превью: слева - Андреа Палладио, справа (сверху-вниз) - Кваренги, Львов, Камерон, Старов.

  
ПАЛЛАДИАНСТВО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ XVIII века
 
Палладианство - направление в европейском зодчестве 17-18 вв., развивавшее (в рамках классицизма) принципы, заложенные в творчестве Палладио.
Андреа Палладио
Андреа Палладио
  
Андреа Палладио (1508 – 1580 гг.) – выдающийся зодчий эпохи позднего Воз­рождения. Значение его творчества заключено не только и даже не столько в возведённых им произведениях,  сколько в том влиянии, какое оно оказало на всё по­следующее развитие европейской, в том числе русской архитектуры. Это влия­ние пережило барокко, послужило знаменем для зодчих эпохи классицизма и после разгула эклектики вновь проявилось в творчестве архитекторов конца XIX — начала XX в. И сейчас еще рано утверж­дать, что с применением железобетона и стекла канули в вечность законы, выве­денные в теоретических трудах и строи­тельной практике Андреа  Палладио.

Всем известен главный теоретический труд Андреа Палладио «Четыре книги об архи­тектуре», который стал своеобразным «архитектурным евангелием», переведённым множество раз на все европейские языки.

Самыми популярными в среде евро­пейских архитекторов эпохи классицизма стали палаццо Вальмарана и вилла Ротонда. 

Вилла Вальмарана. Андреа Палладио

 Палаццо Вальмарана
 
Вилла ротонда близ Веченце. Андреа Палладио
Вилла ротонда близ Веченце
 
В этих произведениях зодчий очень четко выразил свои композиционные принципы:

1) группировка помещений вокруг внутреннего двора;

2) уравновешенная осевая композиция: расположение входа и въезда в двор (арка) на оси симметрии, по сторонам которой находятся также одинаковые по размерам помещения; элементы фасада тоже расположены симметрично;
3) крупный масштаб главных фасадов (применение «большого ордера» с высоким цоколем);

4) расчленение фасадов полуколоннами или пилястрами;

5) использование объемной композиции портика;

6) слитность внешнего и внутреннего про­странства (портики, выступающие лестницы).

В 70—80-х гг. XVIII в. в Рос­сии расцветает палладианство в творче­стве мастеров эпохи классицизма. Первые постройки в большинстве своём отличались интимностью и изысканной простотой.

Охарактеризуем основные черты русского палладианства на примерах творчества крупнейших представителей классицизма XVIII в. — это Дж. Кваренги и Николай Львов.

 
Джакомо Кваренги прибыл в Петербург в 1780 г., уже имея ясно определившуюся твор­ческую концепцию, основанную на изуче­нии теоретических трудов Палладио.

Джакомо Кваренги. Портрет

Джакомо Кваренги
 
Первая постройка Кваренги в России - Английский дворец в Петергофе в конце XVIII века.

Английский дворец в Петергофе. Джакомо Кваренги

Английский дворец в Петергофе. Главный фасад. План
 
Какие же черты палладианства мы ви­дим в этом произведении?

- Ордер в широком понимании этого термина: не толь­ко как колонна и архитрав, а как поря­док, определяю­щий соразмерность частей и целого.

- План построен по палладиевым правилам уравновешенной композиции, где по средней оси от пор­тика в глубину располагаются круглый зал, за ним овальная передняя, куда ве­дут лестницы из первого этажа. К перед­ней примыкает лоджия. От круглого зала слева и справа вдоль главного фасада идут большие залы и гостиные, за ними по боковым фасадам парадная спальня императрицы и еще одна гостиная. К ним примыкают комнаты средние и неболь­шие, по принципу Палла­дио.

- В цокольном этаже располо­жены кухни и кладовые, все то, что обслу­живало обитателей дворца и что надо скрыть. Третий этаж по высоте в половину среднего был отведен под ком­наты дворцовой прислуги.

Главные особенности творчества Ква­ренги:

- последовательное применение пропорционального построения плана.

- вы­бор координат, создающий удивительную гармоничность ин­терьеров.

- отношение сторон планов приня­то в простой численной пропор­ции 1:1,5 или 1:2, 1:2,5 и т.д. Прин­цип пропорциональных отношений подби­рался Кваренги в каждом отдельном случае, но избранный модуль уже прово­дился через всю композицию.

- для фасадов харак­терно отсутствие декоративных аксессуа­ров. Предельно просты даже общие композиционные приемы. Это сво­бодный портик, портик прижатый к стене, состоящий из полуколонн или пилястр, забранная лоджия между двумя ризалитами и гладкая стена с ритмом оконных проемов. В последнем случае ось здания выделена треугольным фронтоном или порталом входа.

- поразительное чувство про­порций,  с помощью которого при крайнем ограничении приемов достигается разнообразие и индивидуаль­ный облик сооружений.

- в композиции фасадов Ква­ренги последовательней, чем сам Палла­дио, утверждал римские формы архитек­туры. Однако, освобождаясь от декоратив­ности, он облегчал грузные античные формы, делал их «мягче» по пропорциям, приме­няя во всех постройках штукатурку, а не облицовку.

- наконец, Кваренги отказы­вается от аттикового этажа, возвращая антаблементу завершающую роль.

Одна из первых построек Кваренги – здание Академии наук. Его характеризуют строгий портик, чёткий объём, торжественность и монументальность форм. Палладианские мотивы, воплощённые здесь, остались для зодчего своего рода эталоном, которому он следовал почти всю жизнь.

Академия наук в Санкт-Петербурге. Джакомо Кваренги

Здание Академии наук
 
Почти все постройки зодчего украшены портиками, которые или опираются на низкий подиум, или поставлены на высокий цоколь (как в Смольном институте). Цоколь – развитый этаж, «приподнимающий» основную часть здания и делающий её более чёткой.

Смольный институт. Джакомо Кваренги

Смольный институт. Главный фасад. План
 
Смольный институт. Джакомо Кваренги
Смольный институт с видом на Смольный монастырь
 
Значительное место в постройках Кваренги занимает ансамбль Ассигнационного банка. Архитектор приспособил для нового сооружения существующие приёмы, отталкиваясь от проектов вилл Палладио и создав оригинальное решение. Единый объём здания обработан на торцевых фасадах лоджией с большим тосканским ордером и треугольным фронтоном. Ансамбль объединён двором с колоннадами.
Ассигнационный банк. Джакомо Кваренги
Ассигнационный банк. Фрагмент главного фасада. План
 
Ассигнационный банк. Джакомо Кваренги
Ассигнационный банк
 
Интересно также здание Эрмитажного театра, которое отличается необычным планом (из-за сложившейся ситуации), двухэтажной рустованной частью, неглубокой лоджией с большим ордером между боковыми ризалитами и особенно – театральным залом, на создание которого повлиял театр Олимпико в Виченце спроектированный А. Палладио.
Эрмитажный театр. Джакомо Кваренги
Эрмитажный театр
  
Эрмитажный театр. Джакомо Кваренги
Эрмитажный театр. Главный фасад. Разрез по залу. План
 
Перестройка усадьбы Безбородко в Полюстрове также выполнена по палладианским принципам. В результате перестройки, фасад здания был дополнен фронтоном и невысоким портиком со сдвоенными колоннами. Архитектор объединил главный корпус двумя открытыми скругленными галереями с симметрично расположенными флигелями, выдвинутыми вперед, создав тем самым пространственную композицию в соответствии с так называемой усадебной схемой Палладио.
Усадьба Безбородко в Полюстрове. Джакомо Кваренги
Усадьба Безбородко в Полюстрове
 
При разработке архитектурной композиции Мариинской больницы для бедных Кваренги вновь обратился к усадебной схеме, ведущей свое происхождение от итальянских вилл Андреа Палладио. Главный двухэтажный больничный корпус строго уравновешенного и симметричного ансамбля он поместил в глубине участка застройки, а два одинаковых также двухэтажных, но значительно пониженных боковых флигеля вывел на красную линию застройки Литейного проспекта и соединил их металлической оградой.
Мариинская больница. Джакомо Кваренги
Мариинская больница. Главный фасад
 
Мариинская больница. Джакомо Кваренги
Мариинская больница
 
Палладианские черты находят свое отражение и в Александровском дворце в Царском селе. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двумя флигелями по обеим сторонам. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Выразительность заднего фасада в значительной степени была достигнута за счет чередования прямоугольных окон, лишенных какого-либо декора, и больших трехчастных окон с колоннами в нижнем этаже, а в верхнем - полуциркульных, явно заимствованных из творческого наследия Палладио. Распланировав здание в виде буквы П, Кваренги предложил значительно более развитую, разветвленную композицию. Он фактически вписал один П-образный корпус в другой и стянул внутренние боковые крылья. Композиция плана осевая, с внутренним двором, отделенным от внешнего пространства колоннадой коринфского ордера, состоящей из двух рядов колонн.
 Александровский парк. Джакомо Кваренги
Александровский парк в Царском селе
 
Александровский дворец в Царском селе. Джакомо Кваренги
Александровский дворец в Царском селе. Главный и задний фасады
 
Александровский дворец в Царском селе. Джакомо Кваренги
Александровский дворец в Царском селе. План 
 

Творчество Андреа Палладио проходит красной нитью в жизни Дж. Кваренги. Поэтому все его постройки так или иначе можно считать палладианскими.

 

Младшим современником Джакомо Кваренги был архитектор, поэт и пере­водчик Николай Александрович Львов. С момента, когда Львов берется за карандаш для того, чтобы набросать свои первые проекты, Палладио уже был для него идеалом.
Николай Львов. Портрет
Николай Львов
 

В отличие от Кваренги, выполнявшего работы для императорского двора и петербургской знати, Львов был архитектором средних землевладельцев, имения которых находились не только в столичных губерниях, но и в Тверской,  и на Украине.

Львов находился под огромным обая­нием искусства его учителя, Кваренги. Очевидно, этим объясняется и внимательное изучение им Палладио.

Общей тенденцией творчества Николая Львова было приближение традиций палладианства к окружающей его жизни. С этих позиций он критикует в своих замечаниях к  переведённой им книге Палладио его твор­ческий, строительный опыт:

-  рекомендует другой способ заме­шивания извести и хранения глины;

- даёт ряд предложений по расположению внутренних помещений, более приспособленных к климатическим условиям России и т.д.;

- оставляет неприкос­новенной осевую уравновешенную компо­зицию планов и объёмов, которую ещё более подчёркивает «бель­ведерами», световыми фонарями, купо­лами.

Особенности произведений Н. Львова:

1) Измельчённость компози­ции, своеобразный «бытовизм». Его усадь­бы уютны, приспособлены к быту сред­него дворянства. В них нет торжественности, присущей виллам Ква­ренги.

2) Компактный, прибли­жающийся к квадрату, главный дом в 2 - 2,5 этажа, от которого отхо­дили колоннады, соединяющие его со службами (усадьба в Знаменском, дом в Никольском и другие).

3) Стремление к «всеобщей» гармонии.

Примером усадебного строительства Львова может служить усадьба Ф. Глебова «Знаменское». Эта старая русская усадь­ба в деталях и пропорциях грешит против канонов классического ордера, но сохраняет дух палладиевой архитектуры, ее связь с природой. Широ­ко раскинутые колоннады как бы обни­мают каждого вступающего в ее гра­ницы. Львов хотя и отталкивается в общем расположении зданий своих усадеб от планировки римского форума, но наделяет античные формы редкой просветленностью и легкостью.
Усадьба Ф. Глебова в Знаменском. Николай Львов
Усадьба Ф. Глебова в Знаменском
 
Усадьба Ф. Глебова в Знаменском. Николай Львов
Усадьба Ф. Глебова в Знаменском. Боковой фасад
 
Восьмидесятые годы – время наибольшей активности Львова как архитектора. И ничто ему так не удавалось, как создание небольших особняков. Николай Александрович проектировал немало, чаще всего для близких друзей и родственников. Такими являются дача П.А. Соймонова, дом В.С. Томары, собственный дом в Никольском под Торжком и другие.
Дача П.А. Соймонова. Николай Львов
Дача П.А. Соймонова. Главный фасад
 
Дом В.С. Томары. Николай Львов
Дом В.С. Томары. Главный фасад. Фрагмент плана
 
Дом Н.Львова в Никольском. Николай Львов
Дом Н.Львова в Никольском. Главный фасад. План
 
Спроектировано Львовым здание Почтамта – важное для города общественное здание. Трехэтажное здание имело четкие членения как по горизонтали, так и по вертикали; высокий цоколь; верхние два этажа объединены большим ордером; строгая симметрия главного фасада; выступающий четырехколонный портик – черты, которые позволяют нам относить здание к палладианскому типу.
Здание главного почтамта. Николай Львов
Здание глав. почтамта. Главный фасад
 
Здание главного почтамта. Николай Львов
Здание глав. почтамта. План
 

 

© Баличев Сергей Владимирович, 2016

Просмотров: 25373 | Дата: 03 Май 2009 | Добавил: HOT_PEPPER Рейтинг: 4.5/4


Комментарии (1)

avatar
1 wps888 • 10:29, 28 Апр 2015
Кваренги - непосредственный "прародитель" русского ампира - особенно московского -
как Микельанджело - прародитель барокко, а Рафаэль - академизма и маньеризма
Чтобы оставить комментарий, вы можете авторизоваться. Комментарии от гостей проходят премодерацию.
avatar
Мини-чат
top Вверх
Зарег. на сайте:
Всего: 14814
Новых за месяц: 49
Новых за неделю: 15
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 2
Модераторов: 3
VIP пользователей: 43
Проверенных: 141
Рядовых: 14613
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0



 RSS
О сайте
Контакты
Главная | Новости | Статьи | VIP | Форум | Памятники Архитектуры | Последние комментарии
Архитектурная Графика: электронная библиотека для архитекторов, градостроителей и проектировщиков / Сайт создан в системе uCoz. — [Б.м.], 2008—2016.
Материалы предоставлены бесплатно. Копирование и коммерческое использование материалов без письменного согласия авторов запрещены.