Вальтер Гропиус
Комплекс зданий Баухауза в Дессау является одним из самых символичных сооружений ХХ века. Несмотря на свой короткий период работы (всего 7 лет) и запустение в течении многих десятилетий, идеи, провозглашенные здесь, значительно повлияли на развитие современной архитектуры нескольких поколений. Комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и продолжает выполнять свою первоначальную цель: формирование идей ведущих архитекторов.
История
Идея появления Баухауза появилась в период Веймарской Республики в Германии, между двумя мировыми войнами, когда зародилось множество художественных и архитектурных стилей.
Молодой архитектор 36 лет, Вальтер Гропиус в 1919 году по заказу Школы Искусств и ремесел Великого Герцогства Саксонского, арендовал построенный в девятнадцатом веке дом, расположенный в Веймаре. Гропиусом были реорганизованы школы-мастерские, которые в последствии были названы Bauhaus или «строительство дома». Архитектор предложил преподавать в этой школе группе молодых художников—представителей авангарда: Паулю Клее (Paul Klee), Ласло Мохой-Надь (László Moholy-Nagy), Василию Кандинскому и другим. Несмотря на название школы, в первые годы в школе не было курсов, посвященных архитектуре и строительству, а были связаны скорее с искусством и дизайном. Философия школы связывала заимствованные из опыта проектирования машин и промышленного дизайна искусство и функциональность.
Первые здания Баухауза
В связи с ростом влияния нацистов в Веймаре, Баухаус в 1925 году был вынужден переехать в новое место в Дессау, промышленный центр с населением в 70 тысяч человек. Школа в городе функционировала с 1926 по 1932 годы, и оказало существенное влияние на искусство и архитектуру того времени. В школе проводились курсы по архитектуре, фотографии, живописи, графическому дизайну, дизайну интерьера, промышленному дизайну и типографике.
Расположение
Дессау — это небольшой город, расположенный в месте слияния рек Эльбы и Мульде, и расположен в 100 км юго-западнее Берлина. В застройке преобладала традиционная архитектура, в начале века город являлся важным промышленным центром.
По данным причинам город был идеальным местом для Гропиуса, решившего сочетать эстетическую красоту с функциональностью и производительностью. Во время своего строительства, Баухауз был немного вдали от центра города, за железнодорожными путями, но сегодня комплекс поглощается разрастающимся городом.
Вид здания Баухауза с высоты птичьего полета. Здание окружают поля, и лишь только через бульвар комплекс соединяется с городом
Планировка комплекса
Идея школы состояла в том, что студенты будут подробно изучать весь процесс промышленного творчества, от проектирования до строительства объектов. Для этого здание включало помещения для занятий искусством, семинаров, технических мастерских, общую зону с театром и обеденным залом, администрацию, учебные кабинеты. Все эти элементы были связаны вертикально на четырех уровнях.
Кроме того, отдельно располагались дома преподавателей.
План 1-го уровня
План 2-го уровня
План 3-го уровня
План 4-го уровня
Используя принцип «конвейера Генри Форда» в строительстве, здание должно было построено в течение года, рекордного для того времени периода. В связи с состоянием послевоенной немецкой экономики, здание само по себе должно было быть дешёвым.
Идея
Здание должно было связать различные учебные помещения в единую асимметричную и динамичную композицию, уравновешенную горизонтальным (длинный переход—мост) и вертикальным (башня студенческого общежития) элементами. Хотя каждая группа помещений была индивидуальна с учетом своей функции, в результате всё здание представляет собой гармоничный баланс формы и пропорций.
Разнообразие в дизайне не должно было нарушать ясность прочтения обычным посетителем, здание должно было быть понятным и в нём можно было бы легко ориентироваться. В здании также стремились найти баланс между закрытостью приватных зон и прозрачностью конструкций общественных помещений и учебных мастерских. Одной из новинок построенного здания стало применение плоской кровли, используемой в качестве террасы и как коммуникативное пространство.
Представьте себе удивление жителей Дессау, когда они увидели новое здание, полностью отличающегося от неоклассической застройки их города, и оно (здание) бесспорно казалось очень современным своими большими стеклянными поверхностями, гладкими линиями, стенами, полностью лишенными орнамента.
Комнаты, мастерские и даже лестницы были щедро освещены естественным светом, а в вечернее время здание становилось большим светящимся объектом на фоне пустого поля.