Архитектурная Графика
Полный текст статьи

Архитектура в современных словарях

Категория: Без категорий

Со времён Витрувия и Альберти до сих пор молодым архитекторам привязывают, что в архитектуре важны только четыре вещи: Польза, Прочность, Красота и Целесообразность (чаще всего экономическая).

Анализируя бесконечный поток современных зданий и сооружений, основные стили и направления архитектурной мысли XX и XXI века, я вижу, что архитекторы зациклились на этих четырёх столпах, да и что там говорить, многие вообще ограничили свою архитектурную практику двумя-тремя направлениями. Формалисты думают о красоте, функционалисты — о пользе, кто-то — только о экономической выгоде.

Скоро мне тоже придётся найти какой-то универсальный метод проектирования и, не сворачивая с дороги, топтаться по кругу. До сих пор я не смог выявить такого универсального принципа определения архитектуры, по которой я могу сказать, что это — архитектура, а это — уже нет. Может стоит проанализировать понятия разных источников об архитектуре и раз и навсегда определиться, где же начинается и заканчивается архитектура.


Со времён Витрувия и Альберти до сих пор молодым архитекторам привязывают, что в архитектуре важны только четыре вещи: Польза, Прочность, Красота и Целесообразность (чаще всего экономическая).

Анализируя бесконечный поток современных зданий и сооружений, основные стили и направления архитектурной мысли XX и XXI века, я вижу, что архитекторы зациклились на этих четырёх столпах, да и что там говорить, многие вообще ограничили свою архитектурную практику двумя-тремя направлениями. Формалисты думают о красоте, функционалисты — о пользе, кто-то — только о экономической выгоде.

Скоро мне тоже придётся найти какой-то универсальный метод проектирования и, не сворачивая с дороги, топтаться по кругу. До сих пор я не смог выявить такого универсального принципа определения архитектуры, по которой я могу сказать, что это — архитектура, а это — уже нет. Может стоит проанализировать понятия разных источников об архитектуре и раз и навсегда определиться, где же начинается и заканчивается архитектура.


Первое, куда естественно заглянет пользователь интернета, — это наша добрая русская старушка Википедия. Заглянем и мы туда, несмотря на всю мою любовь к архитектурному разделу Википедии. Что же видим (RuWiki→Архитектура):

Это незавершённая статья об архитектуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Ну да ладно, главное то, что там мы находим следующее:

Архитектура […] — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и времени и решающая любые пространственные и временные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек.

По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas — прочность, лат. utilitas — польза и лат. venustas — красота (т. н. Триада Витрувия) — и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. Много позже (в XV веке) Альберти добавил четвёртое начало — целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих.

Архитектура — это вид человеческой деятельности, направленный на разработку новых и оптимизацию существующих объемно-планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека…

Если выбросить лишние слова, то первая часть определения говорит нам о том, чем архитектура занимается, а именно, задачами от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек. Достаточно пространная деятельность у меня, скажу я вам. Не сказать, что я против того, чтобы рисовать дверные ручки на уровне развития агломераций, но нас этому не учили в университете. В ещё бо́льший тупик ставит такое определение, после того, как мы поставили задачу определить где же начинается и заканчивается архитектура. Ответ на этот вопрос стоит искать уже в третьем абзаце, утверждающем, что архитектура направлена на разработку (и совершенствование) объемно-планировочных решений окружающей среды. Что же, это уже что-то. Значит, если мы не занимаемся объёмными и планировочными задачами, то это уже не архитектура. Как я понимаю, разработка дверных ручек автоматически переходит из разряда архитектурного проектирования в разряд дизайна.

Второй абзац напоминает нам о заученной всеми аксиоме, что архитектура должна быть полезной, прочной, красивой и целесообразной. Я лично очень скептически отношусь к данному наследию Витрувия и Альберти, но о них все архитекторы знают, а обо мне — никто, соответственно, скептицизм свой придержим для последующего, когда появятся непререкаемые аргументы того, что на эту аксиому не стоит молиться.

Википедия дала нам очень несостоятельный ответ на вопрос, что же такое архитектура, и что самое главное, как отличить архитектуру от не архитектуры кроме того, что в архитектуре изучаются объемно-планировочные вопросы. Теми же вопросами занимаются и судостроители, и многие другие проектировщики, которые не учились быть архитекторами.

Английский раздел Википедии преподносит нам несколько другую точку зрения на архитектуру (приводить и переводить цитаты я не буду, т. к. не уверен в качестве своего дословного перевода, а лучше перескажу то, что я понял из статьи, EnWiki→Architecture).

Там рассматривается архитектура как не только процесс, но и результат деятельности, что существенно важно для меня — начинают связываться понятия, данные Витрувием и русским разделом Википедии. Архитектурой становится не только объемно-планировочное проектирование, но и сами объемно-планировочные решения.

Там же указывается, что проектируются не какие-то аморфные ОП решения, а пространство (space), что тоже по себе аморфно. Вспоминается известнейшее всем русскоязычным архитекторам высказывание Н. А. Ладовского, что Не камень, а пространство — материал архитектуры.

Большим плюсом англоязычной версии является и то, что есть небольшой параграф Архитектура сегодня (Architecture today), по сути подчёркивающее подвешенное состояние самого предмета исследования. В первом же абзаце говорится о Модернизме и Постмодернизме, результатом противостояния которых стало признание некоторыми архитекторами и не-архитекторами (non-architects), что в архитектуре нет места личным философским и эстетическим взглядам, а более необходимы решения в области повседневных потребностей людей и удобной окружающей среды, подрубая один из столпов архитектуры, предложенных Витрувием (красоту).

В параграфе о современном состоянии дел в архитектуре так же рассказывается о том, что архитектура стала более мультидисциплинарной, чем была раньше. Подключились инженерные и технологические (которые, видимо, не особо учитывались ранее), социальные, поведенческие, экономические и, главным образом, экологические задачи.

Делая вывод на основе англоязычного раздела Википедии, можно сказать, что Триаду Витрувия и целесообразность Альберти дополнили Экология и Социология, а Польза и Прочность родили Технологичность, слова, явно не известные не то, чтобы Витрувию, но и Альберти.

Большая Советская Энциклопедия — это самое авторитетное мультидисциплинарное издание на территории России, и, я думаю, там должны быть выявлены другие аспекты, которые выделяют архитектуру от остальных дисциплин (Яндекс Словари→БСЭ→Архитектура). Первый же абзац из БСЭ говорит нам, что источник по меньшей мере классический, и зря мы кинулись сначала искать информацию на Википедии:

Архитектура
…система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. А. составляет необходимую часть средств производства […] и материальных средств существования человеческого общества […]. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества А. (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.
Произведения А. являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т. п.)…

Тут всё те же Триада Витрувия (без дополнения Альберти), и все то же пространство, и все те же объемно-планировочные решения. Однако целесообразность Альберти завуалированно проникает в следующий абзац, трансформируясь в более важное для меня, но все так же завуалированное, понятие — архитектура продиктована контекстом и влияет на окружающий контекст. При этом контекст не только физическая окружающая среда, но и социальная, политическая, экономическая среда.

Невнимательный читатель пропустит абзац про Классовое общество и Социализм, а зря, т. к. и там есть интересная мысль: архитектура должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений. Это новый подход к столпу Польза, а именно, — подразумевание функциональной, и, соответственно, объемно-планировочной, гибкости. Несмотря на то, что энциклопедия писалась тогда, когда население страны жило в хрущевках, понимание того, как должно быть, оставалось.

Последующие абзацы из БСЭ для нас слишком конкретные и продолжают начатые мысли.

Ещё один источник, который я приведу, это Российский гуманитарный энциклопедический словарь, выпущенный в 2002 году. Как и во всех русскоязычных источниках, архитектура — это процесс (Яндекс Словари→Российский гуманитарный энциклопедический словарь→Архитектура):

Архитектура (от лат. architectura — искусство создавать пространство обитания и деятельности, «культурное пространство») — зодчество, строительное искусство, искусство проектировать, искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами гармонии…

Видимо, в нашем российском обществе никогда не задумываются о результате архитектурного проектирования, результат не важен, что меня несколько огорчает. Смысл заниматься деятельностью, которая интересна только самому себе? Ладно, забудем мой риторический вопрос, и перейдём к следующему абзацу.

А. является необходимым условием осмысленного человеческого существования. Включение А. в строительство — изначальное свойство любой известной культуры. А. отличается от простого строительства, преследующего чисто утилитарные цели, привнесением в него гармонии и содержания. Произведения А., существуя в течение длительного времени, являются средством передачи культурной традиции, эстетических принципов, и тем играют большую роль в духовной жизни общества…

Гуманитарный словарь провозглашает гуманитарные же цели, однако и не забывает хотя бы о сравнении со строительством. После прочтения данного абзаца у меня родилась мысль о том, что архитектура включает в себя строительство, и не только как результат, но и как процесс. Про то, что из себя представляет строительство можно вполне уверенно говорить, оценивая его с точки зрения архитектуры, соответственно, с точки зрения того предмета, который охватывает, хотя бы частично, и выходит за рамки строительства.

Возможно, все данные источники как и не дали конкретного, точного ответа, что есть архитектура, где она начинается и где заканчивается, но в целом дают направление, куда нужно направлять свои поиски для решения данных вопросов.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. Архитектура — это процесс и результат.
  2. Процессом архитектуры является решение объемно-планировочных задач.
  3. Результатом архитектуры становится пространственная организация среды.
  4. Архитектура основывается на триаде Витрувия (Польза, Прочность, Красота), целесообразности Альберти, а также на Экологии, Социологии и Технологичности.
  5. Архитектура охватывает несколько дисциплин, в современных реалиях — это мультидисциплинарный предмет.
  6. Архитектура неразрывно связана с контекстом, возникает из контекста и влияет на контекст. При этом контекст — не только физическая среда, но и социальная, политическая, экономическая.
  7. Архитектура должна быть гибкой. Гибкое объемно-планировочное решение, гибкая функциональная организация, гибкая конструктивная составляющая.
  8. Для оконченного и завершённого понимания того, что же такое архитектура, где она начинается и где заканчивается, необходимо сравнивать её с нечто бо́льшим, которое охватывает архитектуру (хотя бы частично), и выходит за её пределы, как сравнивается строительство с архитектурой. Назову для начала это нечто Мета-архитектурой, как в своё время появилось понятие метафизика в сравнении с физикой, а уже затем, по мере необходимости, определю более удачное и понятное название.


Просмотров: 6514 | Дата: 20 Мар 2010 | Добавил: Denisik Рейтинг: 5.0/2


Комментарии (1)

avatar
1 joat • 11:05, 01 Дек 2011
Мета-архитектура настраивается по камертону, т.е. философии (камертону наук). Философия в настоящее время опирается на 4-х единство: пространство, время, энергия и материя. До примерно XV века философия опиралась на триединство: материя, энергия, мера. Варианты сравнения архитектуры с триединством имелись, имеются и даже имеют место до сих пор. Общеизвестные примеры, например такие: 1) в трактате Филарете, между строк чётко указывается "где собака зарыта", 2) в книге Ф.Райта "Будущее архитектуры" рассмотрен вопрос взаимодействия информации и архитектуры, 3) Ч. Дженкс рассматривает материальный аспект в архитектуре, 4) К. Дэй подводит нас к пониманию меры.
Чтобы оставить комментарий, вы можете авторизоваться. Комментарии от гостей проходят премодерацию.
avatar
Категории раздела
Мини-чат
top Вверх
Зарег. на сайте:
Всего: 14814
Новых за месяц: 48
Новых за неделю: 12
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 2
Модераторов: 3
VIP пользователей: 43
Проверенных: 141
Рядовых: 14613
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0



 RSS
О сайте
Контакты
Главная | Новости | Статьи | VIP | Форум | Памятники Архитектуры | Последние комментарии
Архитектурная Графика: электронная библиотека для архитекторов, градостроителей и проектировщиков / Сайт создан в системе uCoz. — [Б.м.], 2008—2016.
Материалы предоставлены бесплатно. Копирование и коммерческое использование материалов без письменного согласия авторов запрещены.