Глава из книги "В начале творческого пути.
Советы студентам технических вузов".
ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ОТДЫХА
В высшей школе студент должен прежде всего сформировать потребность в знаниях и научиться учиться, приобрести навыки самостоятельной работы, необходимые для непрерывного самосовершенствования, развития профессиональных и интеллектуальных способностей.
Кажущийся по сравнению со средней школой "свободный режим" в вузе очень обманчив. Если с первых дней студент не поймет этого и не приучит себя к ежедневной самостоятельной учебе, то пропущенное время будет потеряно безвозвратно, а предусмотренные учебным графиком домашние задания и типовые расчеты придется "брать штурмом". Опыт показывает, что это неизбежно приводит не только к снижению качества работы студента, но нередко является причиной серьезных срывов в учебе, ведущих подчас к отчислению из вуза.
Многочисленные исследования бюджета времени студентов показывают, что для овладения всеми дисциплинами, изучаемыми в течение семестра, студенту необходимо самостоятельно заниматься 4—5 часов ежедневно, кроме выходных дней.
Особенно важно выработать свой собственный, с учетом индивидуальных особенностей, стиль в работе, установить равномерный ритм на весь семестр. Под ритмом мы понимаем ежедневную работу приблизительно в одни и те же часы, при целесообразности чередования ее с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли, самопринуждение. Однако со временем принуждение постепенно будет ослабевать, возникнет привычка и установленный режим превратится в потребность. К.К. Станиславский говорил: "Сделайте полезное привычным, а привычное — потребностью". 83
Правильно организованный, разумный режим работы обеспечивает высокую эффективность без существенных перегрузок.
Чем эффективнее работа в установленные часы, тем больше свободного времени останется. Приобретенные навыки и опыт самостоятельной работы окажут молодому специалисту бесценную помощь в творческой инженерной и научной деятельности.
Содержание работы на каждую неделю в значительной мере определяется графиком обязательных заданий, составляемых деканатом в начале семестра. Сроки, указанные в графике, — это как бы вехи, по которым студент может планировать свою работу. Главное — научиться сосредоточенности и целеустремленности, не бросаться бессистемно от одной дисциплины к другой. В то же время нецелесообразно весь день заниматься только одним предметом или одним видом работы, например черчением. Это нередко приводит к более быстрому утомлению. Опыт показывает, что наиболее разумно в течение дня заниматься двумя тремя дисциплинами.
Научитесь умению сосредоточить внимание на конкретном вопросе не отвлекаясь, вдумываясь в суть изучаемых явлений и процессов.
Особенно эффективен процесс усвоения знаний, если он происходит на основе положительных эмоций, с увлечением, с повышенным интересом. В первую очередь надо научиться владеть своими эмоциями, уметь перестраивать их, воздействовать на них разумом и волей.
Чаще всего отсутствие интереса и отрицательные эмоции являются следствием неосведомленности. Целесообразно подробнее узнать об изучаемой дисциплине, ее практическом значении, истории ее возникновения, о выдающихся ученых и инженерах, ее создавших. От этого лишь возрастет интерес к занятиям. А еще лучше заняться научной работой в этой области. Нужно научиться не прерывать занятий и не отвлекаться, пока читаемое не получит логического завершения (например, четко сформулированный вывод, тезис, принцип).
И еще об очень важном: о бесценном достоянии - времени. Мы часто подчеркиваем, что время ускорило свой бег. Но это ведь образное выражение; ритм времени неизменен — секунды сменяются минутами, минуты — часами. Возросла скорость процессов самой жизни; успехи науки и техники и рост образованности людей неизмеримо увеличили результативность деятельности человека. И поэтому чрезвычайно важно с наибольшей пользой для себя и общества использовать время, самые малые его промежутки. Когда Ч.Дарвина спросили, каким образом он