Появление этой новости обязано:
1.
carrey, который в комментарии к
новости дал ссылку на чёрно-белый вариант;
2.
bidbim, который в комментариях к той же новости указал на отсутствие многих страниц.
Описание скопировано. Автор описания —
Ильич.
Описание:
Исторiя русскаго искусства. Томъ 1. Архитектура. До-Петровская эпоха
Первый том этого не имеющего равных в отечественном искусствоведении сочинения посвящён архитектуре допетровского периода. Главное внимание уделено зодчеству Новгородской и Владимиро-Суздальской Руси.
Зодчество как искусство и науку на Руси впервые узнали благодаря прибывшим мастерам из Византии, под руководством которых и были созданы первые храмы Киевской Руси.
Однако и в этой по своему географическому положению наиболее близкой к Византии области уже вскоре появляются некоторые уклонения от чистых византийских образцов.
Эти уклонения в далёкой Новгородско-Псковской области преобразуются в совершенно новые национально-самобытые формы.
"В торжественной глади церковных стен, в простых величественных формах этих храмов, в могучих линиях глав - вылилось гордое сознание власти и силы: такие именно храмы подобают вольному городу, Господину Великому Новгороду. Никакой суетливости и мелочности, нет нигде мелких форм и ненужной, назойливой орнаментации.
Зодчий скуп здесь на узор и старается достигать впечатления только строгой логичностью форм, никогда не теряющих своего конструктивного смысла и не вырождающихся, как позже в Москве, в чисто декоративные придатки и наросты. Если он прибегает к узору, то последнему отводит очень скромное место, видя в нем лишь средство оживлять стену, a не цель строительства. Оттого и храмы Новгорода при всем своем величии совершенно лишены всякой напыщенности и напускной важности и так пленяют своей славной скромностью. Наиболее значительны из них Святая София и собор Юрьева монастыря".
Те самые византийские начала, из которых выросло зодчество Новгородской Руси, совершенно иным образом в эту же эпоху перерабатывались во Владимиро-Суздальской Руси.
Постепенно видоизменяясь, частью под влиянием местных условий, но главным образом благодаря привезенным с запада нововведениям романской архитектуры, эти начала привели к искусству не менее самобытному, нежели новгородско-псковское.
Один за другим выросли храмы Переяславля Залесского, Владимира, Юрьева Польского, a за ними и храмы московского Кремля.
Загрузить(чёрно-белый вариант)
Зеркало:
Загрузить("цветной" вариант)
Зеркало: