Тойо Ито родился 1 июня 1941-го года в Кэйдзё (Сеул), когда Корея находилась под управлением Японии. Отец Ито был предпринимателем, интересующимся ранней керамикой эпохи корейской династии Ли и картинами в традиционном японском стиле. Кроме того, отец Ито был фанатом игры в бейсбол и гольф. В 1943-м году Ито со своей матерью и двумя старшими сёстрами вернулись на историческую родину в Японию. Два года спустя, после окончания Второй мировой войны, его отец также вернулся в Японию, и семья будущего архитектора стала жить на малой родине отца в Симосува в префектуре Ногано. В 1953-м году, когда Ито было 12 лет, его отец умер. После этого семья стала работать на фабрике по производству мисо (соевой пасты — традиционной основы многих японских блюд). [...]
Как в последствии признавался Тойо Ито, в подростковом возрасте он не питал интереса к архитектуре, и связывал свою будущую жизнь с бейсболом. Однако в детстве он испытывал на себе влияние деда, работавшего дилером по распространению строительных пиломатериалов, и отца, любившего рисовать схемы домов для своих друзей.
Кроме того, когда Ито учился ещё в школе, его мать заказала проект дома в Токио японскому архитектору-модернисту Ёшинобу Ашихара (Yoshinobu Ashihara, 芦原 義信, 1918—2003), только что вернувшемуся в Японию из США, где он работал в мастерской Марселя Бройера (Marcel Breuer, 1902—1981).
Только после поступления Ито в Токийский университет архитектура стала главным для него интересом. В качестве выпускной бакалавровской работы он представил проект реконструкции парка Уэно в Токио. Проект был удостоин главного приза Токийского университета.
После окончания Факультета Архитектуры в Токийском университете Тойо Ито устроился работать в фирму Киёнори Кикутакэ (菊竹 清訓, 1928—2011) Kiyonori Kikutake & Associates.
В 1971-м году Ито открыл свою собственную архитектурную мастерскую, назвав её Urban Robot (Urbot), а через год женился. Дочь Ито сейчас работает редактором журнала Vogue Nippon. В 1979-м году архитектор переименовал свою мастерскую в Toyo Ito & Associates, Architects.
Кроме Притцеровской премии Тойо Ито был удостоин множества других международных наград, в том числе полученная в 2010-м году 22-я Императорская Премия в честь принца Тикамацу (Praemium Imperiale) в категории Архитектура; в 2006-м году Королевская Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (Royal Gold Medal, RIBA); и в 2002-м году Золотой Лев 8-й Международной выставки Веницианской биеннале (Il Leone d’Oro, 8th Venice Biennale International Exhibition). [...] Тойо Ито стал приглашённым профессором в Токийском, Колумбийском, Калифорнийском университетах, в университетах Лос-Анджелеса, Киото, в Университете искусств Тама (Токио), а в весеннем семестре 2012-го года он преподавал в первой выездной азиатской студии Гарвардского университета Дизайна. [...]
Большинство ранних работ архитектора были небольшими жилыми домами. Одним из первых проектов Тойо Ито в 1971-м году был дом в пригороде Токио. Названный «Алюминиевым домом», он представлял собой структуру из деревянной рамы, обшитую сверху алюминием. В 1976-м году Ито спроектировал дом для своей сестры, которая незадолго до этого потеряла мужа. Дом был назван «Белым U», и вызвал большой интерес к творчеству архитектора. Здание было разобрано в 1997-м году. Как объясняет Ито, в большинстве проектов 1980-х годов он пытался через минималистичные приёмы стереть общепринятое представление об архитектуре, внеся в неё легкость, наполнив её воздухом и ветром.
Архитектор называет Медиатеку Сендай, построенную в 2001-м году, одним из ярких моментов в его карьере. В атласе архитектуры Phaidon Тойо Ито поясняет: «Медиатека отличается от обычных общественных зданий во многих отношениях. В здании, в котором общеопределяющими функциями являются библиотека и картинная галерея, администрация активно пытается стереть границы между различными программами, убрать жесткие барьеры между различными типами медиа-материалов, и тем самым создаёт образ современного взаимоотношения культурных направлений. Эта открытость является прямым результатом простой структуры здания, состоящей из плоских бетонных плит перекрытий на 13 стальных сетчатых опорах. Количество стен на каждом этаже было сведено к минимуму, позволяя любой из функций свободно распространяться по пространству всего этажа между стальных опор».
В 2008—2009 годах Тойо Ито читал лекции имени Кеннет Кесслер (Kenneth Kassler Lectures) в Школе Архитектуры Принстонского университета (Princeton University). [Традицию этих лекций в 1966-м году открыл Р. Бакминстер Фуллер (R. Buckminster Fuller) в честь Кеннет Кесслер — прим. ред.]. На одной из лекций Ито раскрыл некоторые свои соображения об архитектуре:
«Природный мир чрезвычайно сложен и изменчив, а его системы жидкие — они появились в воде. В отличие от природного мира архитектура всегда старалась основываться на наиболее стабильной и регулярной системе. Условно скажем, что в двадцатом веке была выработана наиболее стабильная система, основанная на прямоугольной модульной сетке. Эта система стала самой популярной в мире, т.к. позволила создать огромное количество зданий за короткий период времени.
Тем не менее, данная сетка сделала наши города по всему миру однообразными. Можно даже сказать, что она сделала жизнь и работу людей в таких городах тоже однообразными. В ответ на это, в последние десять лет, модифицируя и изменяя эту сетку, я пытался установить взаимоотношения между зданиями и [природной] средой, сделать их ближе». [...]
В 2004-м году в модном районе Омотэсандо в Токио Ито спроектировал здание магазина TOD'S, итальянской компании, специализирующейся на обуви и аксессуарах. Вдохновением для здания послужили деревья. Офис Ито по-своему описывает этот проект:
«Деревья являются естественными объектами, устойчивыми сами по себе, и их форма отражает структурную рациональность. Сетка перекрывающихся силуэтов деревьев также представляет собой рациональную схему распределения усилий. Если адаптировать схему дерева к зданию, то чем выше мы поднимаемся вверх, тем многочисленнее и тоньше становятся стальные ветви, и тем больше становится отверстий для оконных проемов. Аналогично внутренние пространства снизу вверх постепенно меняются, изменяя свою основную функцию.
Отрицая очевидные различия между простенками и проемами, линиями и плоскостями, двумерными и трехмерными объектами, прозрачностью и непрозрачностью, это здание представляет собой особый тип абстрактности. Силуэты деревьев образуют новый образ стабильной напряженности, создаваемой взаимодействием смысловой конкретности здания и его абстрактностью. Для этого проекта мы [Ито и его команда] намеревались создать здание, которое через свою архитектурную новизну выражало и живое присутствие модного бренда, и строгость городского пейзажа, противостоящего течению времени».
После оценки мировыми критиками таких проектов Тойо Ито, как Медиатека Сендай, в начале 2000-х годов он стал архитектором мирового уровня, получив возможность активно проектировать в Азии, Европе, Северной и Южной Америке. [...]
Тем не менее, для Ито возможно наиболее важным остаётся проектирование зданий у себя на родине, что было подчеркнуто последствиями недавно прошедших 11 марта 2011-го года землетрясения и цунами. Катастрофа побудила Ито и других японских архитекторов разработать концепцию «Дома-для-всех» — пространства, где оставшиеся без дома люди могли бы вместе устраивать свою жизнь. В книге «Силы природы» Тойо Ито говорит (Toyo Ito: Forces of Nature / Princeton Architectural Press, 2012):
«Центры помощи не предполагают ни какой приватности, да и пространства в них с трудом хватает для того, чтобы отдохнуть и поспать, в то время как поспешно построенные временные места проживания для пострадавших являются не более чем рядами пустых коробок: в любом случае это мрачные условия существования. Но даже в таких условиях люди пытаются улыбаться и продолжать действовать... Они собираются вместе в экстремальных условиях, чтобы поделиться чем-нибудь и пообщаться друг с другом — это самый простой пример сотрудничества. Кроме того, в таких условиях мы видим минимальные зачатки архитектуры, простейшие сооружения для организации общественных пространств.
Архитектор в данном случае — один из тех, кто может создать такие пространства, которые при скудных возможностях будут немного более гуманнее, сделают существование людей немного более эстетичным, немного более удобным».
Для Ито при проектировании «Дома-для-всех» встали под сомнение основополагающие принципы современной архитектуры. Он добавляет: «В современную эпоху архитектура оценивается степенью оригинальности. Как результат мы получили то, что отправные точки при проектировании — почему здание строится и для кого оно строится — были забыты. Зоны бедствия, где всё разрушено, позволяют нам вновь взглянуть, с самого начала определить, что в реальности из себя представляет архитектура. «Дом-для-всех» может состоять из множества маленьких зданий, но он формулирует в первую очередь жизненно важный вопрос о том, — даже если забыть про отправные точки — является ли форма архитектуры в современную эпоху смыслом самой архитектуры». [...]
Здание магазина TOD’S в районе Омотэсандо, интерьер, Токио, Япония, 2004. Фото Nacasa & Partners Inc.