Архитектурная Графика
Полный текст статьи

Джеймс Стерлинг (James Stirling, 1926-1992)

Джеймс Стерлинг (James Stirling, 1926-1992) многими считается ведущим архитектором Великобритании своего поколения, беспрецедентным новатором в международной послевоенной архитектуре. Стерлинг родился в Глазго в 1926-м году. Он получил образование на факультете Архитектуры в Ливерпульском университете (University of Liverpool School of Architecture) и начал свою практическую деятельность в 1956-м году в Лондоне в соавторстве с Джеймсом Гоуэном (James Gowan). За семилетний период они создали несколько самых значимых проектов своего времени, в первую очередь стоит упомянуть о усадьбе в Гем Коммон (Ham Common, Лондон, 1955-1958 годы), который архитектурные критики окрестили вехой жилой архитектуры в стиле Брутализм; Инженерный корпус Университета Лестера (Leicester University, Лестер, Великобритания, 1959-1963 годы), принесший Стерлингу мировую известность; и здание факультета истории Кембриджского университета (Cambridge University, Кембридж, 1964-1967 годы).


С 1971-го года Стерлинг стал работать в сотрудничестве с Майклом Уилфордом (Michael Wilford). Начиная с этого времени масштаб и количество работ Стерлинга увеличились: Стерлинг стал проектировать музеи, галереи, библиотеки и театры. В это же время художественный язык Стерлинга начал меняться. Его архитектура впитала элементы неоклассики, однако по-прежнему проекты хранили отпечаток модернизма. С 1980-го года Джеймс Стерлинг построил Центр социальных наук в Берлине (Wissenschaftszentrum, 1979-1987 годы), Центр исполнительного искусства для Корнелльского университета (Cornell University Performing Arts Center, США, 1983-1988 годы), а также такие крупные музейные проекты, как Галерея Клор для художественного музея Галерея Тайт в Лондоне (Clore Gallery, Tate Gallery, 1980-1987 годы), Музей Артура М. Секлера (Arthur M. Sackler Museum, 1979-1984 годы) для Гарвардского университета, и галерея Neue Staatsgalerie в Штутгарте (1977-1983 годы), разработанный Стерлингом проект которой выиграл в международном конкурсе. Галерея Neue Staatsgalerie стала рассматриваться как яркий пример постмодернизма, но сам Джеймс Стерлинг отрицал такую трактовку.

В 1979-м году в статье для книги «Современные архитекторы» (Contemporary Architects) Стерлинг писал: «Я считаю, что элементы здания должны показывать - как показывает монитор - какая функция у этого здания и какой образ жизни у его обитателей, и поэтому элементы здания должны иметь богатый и разнообразный внешний вид, и внешний вид здания в любом случае будет вряд ли простым ... в проекте, который мы разрабатывали для Оксфорда несколько лет назад (Здание Флори, Florey Building, Колледж Королевы, Оксфорд, 1971-й год), предполагалось, что вы увидите исторические параллели во внутреннем дворе, в башнях въездных ворот, в клуатрах [крытая галерея вокруг внутреннего двора - прим. ред.]; кроме того, в центре внутреннего двора есть элемент, который перекликается с традиционным фонтаном или статуей основателя колледжа. Таким образом, мы надеялись, что студенты и посетители будут чувствовать связь с прошлым. Это практический пример того, как взятые вместе различные функционально-символические элементы слагают «искусство» в архитектуре. ...Если выразительность функционально-символических форм и привычных элементов первична, то выразительность самой формы здания вторична, и если форма показывает внутренние конструкции, которые создают инженеры, то это не мой путь, но очень важно, чтобы здание складывалось воедино».

Джеймс Стерлинг был награждён в 1977-м году медалью Алваро Аалто, в 1980-м году Золотой медалью Королевского института британских архитекторов (RIBA), а в 1981-м году Стерлинг был удостоен Притцеровской архитектурной премии. Стерлинг преподавал в различных вузах Европы, а также был профессором Йельского университета с 1967-го года.


Инженерный корпус, Университет Лестера, Великобритания, 1963. Фото John Levett


Инженерный корпус, Университет Лестера, Великобритания, 1963. Фото Steve Cadman


Библиотека Исторического факультета, Кембриджский университет, Кембридж, Великобритания, 1967


Студенческое общежитие, Сент-Эндрюсский университет, Великобритания, 1968


Студенческое общежитие, Сент-Эндрюсский университет, Великобритания, 1968


Neue Staatsgalerie, Штутгарт, Германия, 1983. Фото Sven Prinzler


Neue Staatsgalerie, Штутгарт, Германия, 1983. Фото Jürgen Haug


Neue Staatsgalerie, Штутгарт, Германия, 1983. Фото Jürgen Haug


Музей Артура М. Секлера, Гарвардский университет, 1985. Фото Burt Frogblast


Галерея Клор, музей Галерея Тейт, Лондон, 1987. Фото Steve Cadman


Инженерный корпус, перспектива, Университет Лестера, Великобритания, 1959-1963


Здание Флори, аксонометрия, Колледж Королевы, 1966-1971


Просмотров: 6798 | Дата: 20 Янв 2013 | Добавил: Denisik Рейтинг: 0.0/0


Комментариев нет

Чтобы оставить комментарий, вы можете авторизоваться. Комментарии от гостей проходят премодерацию.
avatar
Мини-чат
top Вверх
Зарег. на сайте:
Всего: 14814
Новых за месяц: 50
Новых за неделю: 15
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 2
Модераторов: 3
VIP пользователей: 43
Проверенных: 141
Рядовых: 14613
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0



 RSS
О сайте
Контакты
Главная | Новости | Статьи | VIP | Форум | Памятники Архитектуры | Последние комментарии
Архитектурная Графика: электронная библиотека для архитекторов, градостроителей и проектировщиков / Сайт создан в системе uCoz. — [Б.м.], 2008—2016.
Материалы предоставлены бесплатно. Копирование и коммерческое использование материалов без письменного согласия авторов запрещены.